Независимый наблюдатель об агитации на референдуме в Крыму: люди сами вывешивают российские флаги, с этим ничего нельзя сделать

16/03/2014 - 20:46 (по МСК) Никита Белоголовцев

Явка на референдуме о независимости Крыма превысила 60%. Как заявил глава комиссии по проведению голосования Михаил Малышев, никаких жалоб не поступало. Он также опроверг сообщения о том, что в референдуме участвуют граждане других государств. Предварительные итоги общекрымского плебисцита будут оглашены сразу после полуночи. На связи со студией ДОЖДЯ из Симферополя — независимый наблюдатель Петр Салтыков.

Белоголовцев: Насколько вы согласны с заявлением крымских властей о том, что референдум проходит без серьезных нарушений?

Салтыков: Глобально заявление крымских властей не отличается от того, что мы здесь видим. Единственное замечание, которое мы сделали, это необходимо четко различать между подавляющим большинством обычного населения Крыма и местами, где компактно проживают татары. На большей части территории Крыма мы наблюдали огромную явку в первые часы голосования. Например, к часу дня на закрываемых нами участках до трех-четырех мы видели явку больше 50%, доходило до 60%. В то же самое время в отдельных участках, где компактно проживают татары, эта явка составляла, скажем, процентов пять, может быть, десять. При этом, если население смешанное, то тогда явка не сильно отличается от общей по автономной республике Крым. Вместе с этим мы нигде не столкнулись с большими проблемами, везде внутри участков нет никакой агитации, члены избирательных комиссий за отдельным исключением приветливы, нет никаких проблем прийти и проголосовать. Если выясняется, что кого-то забыли внести в списки, то тут же на месте по паспорту и прописке это проверяется, и голосование идет достаточно спокойно, успешно. На улицах нет ни военной техники, ни милиции…

Белоголовцев: Очень много сомнений и опасений возникало по поводу того, что за такой короткий срок, который был на подготовку референдума, невозможно будет правильно и должны образом составить книги избирателей, прошить их, задокументировать, возникали вопросы о законности этого внесения в книги избирателей на месте. С вашей точки зрения, процедурно насколько соблюдаются все необходимые правила, например, которые приняты в российском избирательном процессе?

Салтыков: С одной стороны, есть небольшие процессуальные нарушения, например, книги избирателей не прошиты, это факт. Какое-то количество избирателей, по моим прикидкам, очень небольшое, в районе 5%, действительно оказались не в списках и вносятся на месте. Это есть. Вместе с тем личный опыт мой и моих друзей говорит о том, что в общей массе эти потенциальные нарушения незначительны.

Белоголовцев: Что с агитацией? Есть ощущение, что ни дня тишины, ни запрета на ведение агитацию в день голосования в Крыму не было.

Салтыков: На этот счет у меня есть очень четкое и последовательное мнение. Жесткой агитации нет как таковой. Мнение глобально насильно никому не навязывается.

Белоголовцев: А как же все многочисленные листовки, рекламные плакаты, где Крым с одной стороны изображается в цветах флага России, с другой стороны со свастикой? Многочисленные флаги России, которые висят в том числе и на избирательных участках. Не считаете это жесткой агитацией за один из предложенных вариантов?

Салтыков: Мы пока еще ни на одном из участков не видели флагов России. Мы видели, когда избирательные участки были завешены в цвета флага Крыма, видели участки, завешенные желтой тканью. Российского флага на избирательных участках мы не видели. Что касается листовок, мы их тоже не видели. Вчера единственная листовка, которую мы сумели получить, оказалась непристойного содержания, не имеющая отношение к выборам. Плакаты есть на каждом шагу, это правда, они висят, и я не могу сказать, есть ли норма в законе о том, что эти плакаты должны сниматься перед началом голосования. Я знаю точно, что их никто не вешал в субботу. Насчет российских флагов, люди сами их вывешивают, здесь ничего нельзя сделать.

Белоголовцев: На какие вообще законодательные акты вы ориентируетесь, наблюдая за выборами? Это законы российские, украинские, какие-то крымские законы?

Салтыков: С юридической точки зрения все регулируется временным положением о выборах автономной республики Крым. Это основные положения, по которым мы, если что, обращаемся к избирательной комиссии, например, о включении нас в наблюдатели. Естественно, когда мы наблюдаем за самим ходом голосования и потенциальными нарушениями, мы используем накопленный опыт на выборах в Российской Федерации, потому что он нам близок и знаком.

Белоголовцев: По тому, какое количество наблюдателей, хватает ли их и насколько репрезентативно они представляют мировое сообщество и заинтересованные стороны?

Салтыков: Самих наблюдателей мы видели не очень много, один-два человека на участок, которые в основном представляют местные движения. Здесь есть большое количество иностранных журналистов, их тут сотни, которые равномерно покрывают всю Европу. Наблюдателей на отдельных участках немного.

Белоголовцев: Знаете ли вы, как обстоят дела с голосованием украинских военных? Дали ли им возможность проголосовать?

Салтыков: К сожалению, у меня нет такой информации. Мы изначально не ставили себе целью узнать, что происходит именно с украинскими частями, а в Симферополе их практически нет.

На фото: голосование на избирательном участке в селе Широкое. РИА Новости / Сергей Мельников

Также по теме
    Другие выпуски